Ослепительные бриллианты, пленительное золото, восхитительные в своей красоте драгоценности истребляли целые фамилии и стирали из жизни случайных владельцев. Может, красота нашла универсальный способ спасти мир, очищая его от алчности и жажды власти? Впрочем, зачастую украшения остаются просто изящными вещицами, и только люди придают им зловещий оттенок. В то время как ювелиры вкладывают в них душу, папы и короли превращают их в орудия убийства, чтобы вынуть её у других.

Проклятие без срока давности: сокровища царя Крёза

Брошь царя Крёза.jpg

В тридевятом царстве, Лидийском государстве жил был царь Крёз. Правил он давно – 560 – 546 годах до н. э., когда процветала вера в магию и проклятья, призванная защищать богатство королей.

В начале прошлого века на холме Икизтепе возле турецкого городка Ушака крестьянская мотыга наткнулась на двустворчатую мраморную дверь склепа Крёза. Мумия самого правителя истлела, но сокровища предстали во всём великолепии. В течение нескольких дней гробница была разграблена, и возмездие не заставило себя ждать – смерть расчехлила свою косу, собрав богатый урожай жизней расхитителей.

Самой известной стала золотая брошь с изображением морского пегаса или Гиппокампа – коня с рыбьим хвостом. Она несколько раз меняла хозяев, но всех неизменно настигало правосудие. Наконец, вместе с некоторыми другими украшениями сокровищ Крёза, брошь нашла пристанище в музее города Ушак. В 2006 году драгоценности выкрали, заменив подделками. Как оказалось позже, постарался директор музея. Подлинная брошь некоторое время провела в Германии, но после соблюдения необходимых формальностей её вернули в Турцию.

Сокрушительный укус золотого льва

Родриго Борджиа, папа Александр VI.jpg

Родриго Борджиа вошёл в историю не только как папа римский Александр VI. Его окрестили чудовищем разврата, несчастьем для церкви, аптекарем сатаны. Этот "Азраил" щедрой рукой, в буквальном смысле, сеял смерть.

Если простолюдинов он потчевал мышьяком, то для знати приберёг фирменный эликсир – яд Кантарелла. "Мышьяк – король, но при дворе сиятельной Кантареллы он желанен особенно", – говаривал Борджиа.

В состав входили: соли меди, мышьяк, порошок желез древесной жабы, фосфор и сок южноафриканских растений. Противоядия от такой смеси не существовало, и Борджиа с его помощью расчищал себе дорогу к абсолютной власти, ведь лучшие враги – мёртвые враги.

Состав яда стал известен только в 1966 году, когда в бывших покоях папы нашли кольцо с тайником. Оно было оформлено в виде львиной лапы из платины, готовой в любой момент выпустить острые когти, а опоясывал её орнамент из золота. Во время рукопожатия лёгким движением руки Борджиа запускал потайной механизм, высвобождающий коготки, имеющие сквозные каналы. Небольшая царапина на руке собеседника открывала яду путь для проникновения под кожу, обрекая беднягу на страшные муки.

Кольцо Борджиа.jpg

Была и другая возможность попотчевать собеседника дьявольским угощением – оборотом кольца вокруг пальца сдвигалась потайная пластина, открывая нишу, содержимое которой можно было незаметно подсыпать в еду или вино.

С 1492 по 1503 год Борджиа дирижировал судьбами, считая себя неуязвимым. Но как говорится, кто посеял бурю, должен быть готов собрать ураган.

Кончина папы Александра VI породила много слухов, но все сводятся к тому, что он сам себя отравил по ошибке, съев приправленное ядом яблоко или выпив вино, приготовленное другому.

Бриллиант "Надежда"..., надежда умирает последней

Некоторые камни проявляют настоящую кровожадность. Они никак не могут утолить жажду, поглощая жизни и требуя новых жертв. На счету бриллианта "Надежда" несчётное количество насильственных смертей, и пусть сейчас он кажется спокойным, но кто знает, возможно, он просто "нагуливает" аппетит.

Бриллиант Надежда.jpg

В середине XVI, прибыв из Индии в Европу, камень принес с собой чуму, которая унесла и первого своего владельца. Далее он сделал эффектный "гранд-жете" в жизнях монархов.

Людовик XIV не задобрил бриллиант новой оправой и перед тем, как уйти в мир теней, мучился в агонии несколько суток. Следующим был Людовик XV, скончавшийся от оспы, заразившись от молодой девушки, присланной ему Дюбарри. Людовик XVI и Мария-Антуанетта лишились головы, а фаворитки, в руках которых побывал бриллиант, расставались с жизнью преждевременно и мучительно.

Все, кто обладал "Надеждой", заведомо были обречены стать жертвой палача, сходили с ума и заканчивали самоубийством. Череда смертей прекратилась лишь благодаря Генри Уинстону – торговцу драгоценностями. Выкупив камень, он подарил его Смитсоновскому институту.

По индусской легенде этот бриллиант – глаз бога Рамы, и он не может принадлежать одному человеку. Теперь, когда у камня нет определённого хозяина, он затаился.

Навязчивая преданность аметиста "Герон Аллен"

И снова таинственная религия Индии преподносит славный подарок самоуверенным европейцам.

Аметит Герон Аллен.jpg

В 1855 году полковник войск Британии, Уильям Феррис, выкрал в индийском храме крупный аметист (названный позже "Герон Аллен"), а на родине сделал из него подвеску. Но радоваться пришлось не долго – вскоре у него начались серьёзные неприятности с финансами и здоровьем. Выкарабкаться Уильяму не удалось – он умер, оставив камень в наследство сыну.

Феррис младший вскоре почувствовал, как и его дела идут наперекосяк. Он решил, что проклятье действует только на семью тех, кто "обидел" аметист и не причинит вред другому, а потому подарил камень приятелю. Тот непонятно почему застрелился, оставив записку с просьбой вернуть подарок прежнему владельцу.

Словно бумеранг, минерал вновь вернулся в руки Ферриса, и чтобы избавиться от злополучного наследства, в 1890 году он дарит его Музею естественной истории, где работал Эдвард Герон Аллен, чьим именем позже и будет назван аметист.

Эдвард Герон-Аллен.jpg

Аллен был прогрессивным человеком своего времени: юрист по образованию, исследователь в сфере естествознания, автор монографии о хитростях изготовления скрипок, знаток нескольких языков и переводчик трудов рубаи Омара Хайяма, друг Оскара Уальда. Он не верил в мистику, а потому легко принял столь ценный дар.

Однако негативное влияние камня сказалось и на нём, внося в жизнь учёного неразбериху и хаос. Решив, что это самовнушение, он на всякий случай предпочёл последовать поговорке: "с глаз долой, из сердца вон". Но сколько бы раз он не передаривал минерал знакомым, те возвращали его под разными предлогами.

Не выдержав, Аллен решил утопить аметист в водах лондонского канала. Спустя три месяца рабочие развернули работы по углублению дна именно в этом месте и достали его земснарядом. Невероятно, но среди земли, ила и грязи они рассмотрели украшение, и даже принесли его в Музей, передав в руки Эдварда Герона Аллена. Фатум, рок, мистика – всё обрело более чем реальные черты, напугав некогда самоуверенного скептика.

Аллен упаковал аметист в семь коробок и поместил в хранилище банка, сопроводив указаниями, что вскрыть их можно только спустя три года по его кончине и предостережениями будущему владельцу не брать камень в руки, а лучше выбросить подальше в море.

Эдгара Герона Аллена не стало в 1943 году. Его дочь отдала аметист в Музей, где работал её отец. Как и следовало ожидать, записка не напугала новых владельцев реликвии и он красуется в его витринах с биркой, гласящей: "трижды проклятый". У внука Аллена была возможность подержать загадочное украшение в руках, но он разумно предпочёл воздержаться.

И сказка станет былью

Древнеримское кольцо Всевластия.jpg

Кольцо Всевластия, вокруг которого разворачиваются события книги Толкиена "Властелин колец", не такая уж выдумка. Предположительно, в 1785 году вблизи Силчестера, где когда-то находился древнеримский город Calleva Atrebatum, было найдено кольцо из золота весом 12 грамм с надписью, которая в переводе гласит: "Сенициан, живи в мире с Богом".

Находка перекликается с другим археологическим открытием – "карликовым холмом" Глосестершира. Тут можно увидеть табличку с предупреждением, что пока кольцо не будет возвращено вором на место, все сеницианцы будут прокляты.

Древний перстень изучают на предмет его влияния на творческую идею Толкиена, а увидеть украшение можно в английском дворце Вайн в Хэмпшире.

Король умер, да здравствует король!: смертельная жатва кольца Бурбонов.

Альфонсо XII.jpg

Смерть испанского короля Альфонсо XII в 1885 году породила много слухов вокруг старинного золотого кольца с изумительным опалом.

В 1878 году Альфонсо, в качестве свадебного подарка, преподнёс жене, Марии де лас Мерседес Орлеанской, древнее кольцо. Брак продлился всего полгода, в течение которого у молодой королевы вначале случился выкидыш, а позже она умерла от туберкулёза, когда ей было всего 18 лет.

Далее кольцо хранилось у бабушки короля, Марии Кристины де Бурбон, позже у сестры Марии. Обе ушли в мир теней очень скоро.

Королю напоминают, что престолу нужен наследник, и монарх предлагает руку и сердце сестре бывшей супруги – Марии Кристине Орлеанской, преподнося в дар про̒клятое кольцо, а спустя несколько месяцев её убивает туберкулез.

Перстень Альфонсо XII.jpg

Женившись, на Марии Кристине Австрийской, Альфонсо уже не хочет экспериментировать с перстнем, и хранит его в семейной сокровищнице до 1885 года. Но по непонятным причинам он сам однажды надевает украшение, заболевает лихорадкой и умирает на 28-м году жизни.

После ряда трагедий "проницательные" наследники обратили внимание на потемневшую внутреннюю сторону перстня, что могло объясняться присутствием сильнодействующего стойкого яда. Больше никто не хотел связываться с роковой вещицей, и она была передана в собор Альмуденской Пресвятой Девы, где хранилась до 1939 года, пока испанский каудильо (вождь), Фансиско Франко Баамонде, не презентовал его Адольфу Гитлеру в знак величайшего почтения.

Из масонских документов диктатор узнал, что это мужское кольцо, помогающее завоевать власть над миром. Он принял украшение с воодушевлением, поскольку всегда верил в силу пророчеств. Похоже, перстень не посчитал фюрера достойным такой привилегии и подвёл его к фатальной черте.

В 2003 году украшение вернулось в собор Мадрида, где физики-исследователи Ватикана доказали его подлинность, выявив характерное наслоение нескольких металлов: кованое метеоритное железо, медь, серебро, золото. Все слои спрессованы холодным методом и являют собой монолит. Как древним удалось добиться такого эффекта – загадка.

Священники монастыря говорят, что при соприкосновении с кольцом ощущаются уколы электрических разрядов, но по утверждению учёных это абсолютно безвредно.

С исторической точки зрения события семьи Бурбонов больше напоминают легенду, чем правду. Но если кольцо действительно фигурировало на арене жизни и смерти монархов, вряд ли оно виновато больше, чем жаждущая власти аристократия, добивающаяся её с помощью яда.

Переменчивая госпожа удача: бриллиантовые серьги Мещерских

Серьги Мещерских.jpg

Род Мещерских происходит от ширинских князей ХII века, прославившихся богатством и военными подвигами. Некоторые драгоценные реликвии по-прежнему хранились в сокровищнице Мещерских, где были и бриллиантовые серьги. Считалось, что они способны изобличить неверную жену, о чём рассказал Александру Пушкину один из князей семейства.

Поэт верил в сверхъестественное и, страдая от ревности, попросил одолжить ему серьги, чтобы проверить супругу, Наталью Гончарову. Украшение проявило себя, но не так, как рассчитывал Пушкин – поплатилась не Натали, а он сам, поймав на лету жалящую пулю.

Серьги вернулись в семью. В начале ХХ столетия Александр Васильевич Мещерский преподнёс их молодой жене, Екатерине Прокофьевне Подборской. Родственники князя были не в восторге от брака, и даже предрекали несчастья Екатерине, поскольку носить старинное украшение могли только потомки ширинских князей.

Предсказание сбылось: муж умер; любовник Паоло бросил, так и не признав внебрачную дочь; общество отвернулось. Далее революция, гонения, лишения, и только спустя много лет Екатерина решила продать драгоценность.

Правда или нет, но говорят, что серьгами Мещерских одно время владела Раиса Горбачёва. Неужели они и стали причиной её внезапного смертельного недуга?

Храни меня, мой талисман: три кольца

У Александра Сергеевича тоже были свои амулеты. Одно из любимых его колец было с бирюзой и служило оберегом от насильственной смерти, но по каким-то причудам поэт незадолго до своей гибели подарил его Константину Донзасу. Тот потерял украшение в 1850-х годах безвозвратно.

Перстень Пушкина с изумрудом.jpeg

Перстень с изумрудом вдохновлял Александра Сергеевича на творчество, и ему посвящен стих "Храни меня, мой талисман". Позже Пушкин подарил его Владимиру Далю, который в переписке с В. Одоевским писал: "Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймёте. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное". Сейчас перстень находится в фонде квартиры-музея Пушкина по адресу Мойка, 12.

Третий оберег представлял собой крупную печатку с витым золотом и восьмиугольным сердоликом красновато-желтоватого цвета. На самом камне была гравировка на библейском иврите: "Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память", а вокруг неё орнамент виноградной лозы.

Кольцо Пушкину подарила Елизавета Воронцова, у которой осталось второе похожее. Поэт с ним не расставался, бережно храня и приписывая ему магические способности. Он делал с него зарисовки и использовал для скрепления печати на письмах. Расстаться с украшением, подарив его Василию Жуковскому, он решил только перед гибелью.

Перстень впервые демонстрировали в 1880 году на петербуржской выставке, а в 1887 его передали в дар музею Пушкина. В 1917 году вместе с другими экспонатами кольцо украли. Похитителей нашли и все экспонаты вернули. Только пушкинский талисман затерялся, и в витрине ждёт его возвращения пустой сафьяновый футляр.

Оккультный символ СС – кольцо «Мёртвая голова»

Кольцо «Мёртвая голова».jpg

Если Адольф Гитлер серьёзно верил в символы и сверхъестественное, то Генрих Гиммлер даже среди нацистов прослыл фигурой потусторонней. Он поручил Кнобельсдорфу Вилигуту разработать дизайн кольца "Мёртвая голова", который стал отличительным символом клуба избранных офицеров СС.

Это были серебряные изделия с черепом и рунами. Свастика символизировала цикличность обновления и бесконечность жизни. Зиг – символ бога Тора, обозначающий борьбу за власть, силу и смерть. Руна Хайльсцайхен должна был приносить удачу, а Хагалл – несгибаемую веру. На внутренней стороне гравировка: "Своему любимому", а дальше имя офицера, дата и подпись Гиммлера. Награду носили на безымянном пальце левой руки с развёрнутым к себе черепом. В разные периоды дизайн немного менялся, но основной принцип оставался прежним.

Рейхсфюрер Третьего рейха отлично знал историю замка Вевельсбург и был ею очарован. По одной из легенд такое кольцо носило 12 рыцарей круглого стола Вевельсбурга. Именно поэтому Гиммлер сделал замок "кузницей" кадров СС и местом хранилища "Мёртвой головы".

Если владелец украшения переставал быть членом СС, он обязан был сдать его. Погибших в бою старались отыскать, чтобы забрать перстень, не дав ему попасть в чужие руки.

Когда в 1945 году стало ясно, что война проиграна, все имеющиеся в наличии кольца в Вевельсбурге (14 500 из 15 000), были захоронены под спровоцированным обвалом и всё ещё не найдены.

***

Во все времена существовали драгоценности, окутанные слухами. Одни приносили удачу и считались талисманами, других сопровождала дурная слава и кровавый след загадочных смертей. Коллекционеры охотятся за реликвиями, некогда принадлежащими историческим личностям, видя в этом особый шик. Но часто стремление заполучить их любым путём ведёт к новым преступлениям, удлиняющим тем самым шлейф роковой репутации. Однако всегда остаётся "а вдруг...". Вдруг проклятье всё же сработает, а искушать собственную судьбу "чёртовой игрушкой" как-то не хочется. Но всегда можно обыграть провидение и купить ювелирные изделия без отпечатка прошлого, чтобы превратить их в собственные счастливые амулеты.

Автор: Лора Мур